+7 (495) 783-8-777 8-926-012-83-64 (дежурный юрист) Заказать обратный звонок
Время работы: с 09:00 до 21:00
в субботу и воскресенье
по предварительной записи с 10:00 до 16:00
  • Безопасная ликвидациякомпании и ответственности!
    подробнее
  • Бухгалтерское и налоговое сопровождение – Шаг на встречу к бизнесу!
    подробнее
  • ОЦЕНКА РИСКОВ (Due Diligence) – Оценка сведений о продаваемом или приобретаемом активе.
    подробнее
  • Юридическое сопровождение – искусство управлять ситуацией!
    подробнее
  • Недвижимость: Мы стремимся к вашим целям!
    подробнее
Получите бесплатную консультацию!

Статьи 382-391 (Гражданского процессуального кодекса РФ)

Версия для печати

Статья 382. Рассмотрение дел, истребованных в суд надзорной инстанции

1. Истребованное дело рассматривается судьей, кроме судьи Верховного Суда Российской Федерации, не более чем два месяца, судьей Верховного Суда Российской Федерации - не более чем четыре месяца. Такой срок может быть продлен председателем суда, его заместителем соответственно до четырех и шести месяцев
2. По результатам рассмотрения дела, истребованного в суд надзорной инстанции, судья выносит определение:
об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции;
о передаче дела для рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора по существу в суд надзорной инстанции.
3. Дело, переданное для рассмотрения в суд надзорной инстанции, рассматривается в:
президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда не более чем два месяца;
Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации не более чем три месяца;
Президиуме Верховного Суда Российской Федерации не более чем четыре месяца.

Статья 383. Определение об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции

1. Определение об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции должно содержать:
дату и место вынесения определения;
фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение;
наименование лица, подавшего надзорную жалобу или представление прокурора;
указание на судебные постановления, которые обжалуются;
мотивы, по которым отказано в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.
2. Председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции. В этом случае председатель соответствующего суда или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации выносит свое определение о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.

Статья 384. Определение суда о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции

1. Определение суда о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции должно содержать:
   1) дату и место вынесения определения;
   2) фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение;
   3) наименование суда надзорной инстанции, в который передается дело для рассмотрения по существу;
   4) наименование лица, подавшего надзорную жалобу или представление прокурора;
   5) указание на судебные постановления, которые обжалуются;
   6) изложение содержания дела, по которому приняты судебные постановления;
   7) мотивированное изложение оснований для передачи дела в целях рассмотрения по существу;
   8) предложения судьи, вынесшего определение.
2. Судья вместе с вынесенным им определением и материалами дела направляет надзорную жалобу или представление прокурора в суд надзорной инстанции.

Статья 385. Извещение лиц, участвующих в деле, о передаче дела для рассмотрения в суд надзорной инстанции

1. Суд надзорной инстанции направляет лицам, участвующим в деле, копии определения суда о передаче дела для рассмотрения в суд надзорной инстанции и копии надзорной жалобы или представления прокурора. Время рассмотрения дела суд назначает с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться в суд на заседание.
2. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела, однако их неявка не препятствует его рассмотрению.

Статья 386. Порядок рассмотрения дела в суде надзорной инстанции

1. Дела рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не более чем месяц, а в Верховном Суде Российской Федерации не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения.
2. Дело, рассматриваемое в порядке надзора в президиуме соответствующего суда, докладывается председателем суда, его заместителем или по их поручению иным членом президиума либо ранее не участвовавшим в рассмотрении дела другим судьей этого суда. В Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации дело докладывается одним из судей коллегии.
3. В судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу или представление прокурора, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.
В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании принимает участие:
прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) или его заместитель в президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда;
Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации;
должностное лицо органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора Российской Федерации в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
4. Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, мотивы надзорной жалобы или представления прокурора и определения суда о возбуждении надзорного производства. Судьи могут задать вопросы докладчику.
5. Лица, указанные в части третьей настоящей статьи, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснение лицо, подавшее надзорную жалобу или представление прокурора.
6. По результатам рассмотрения дела президиум суда надзорной инстанции принимает постановление, а Судебная коллегия по гражданским делам и Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации выносят определения.
7. При рассмотрении дела в порядке надзора все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела в порядке надзора и против его пересмотра, надзорная жалоба или представление прокурора считаются отклоненными.
8. О принятых судом надзорной инстанции определении или постановлении сообщается лицам, участвующим в деле.

Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

Статья 388. Определение или постановление суда надзорной инстанции

1. В определении или постановлении суда надзорной инстанции должны быть указаны:
   1) наименование и состав суда, принявшего определение или постановление;
   2) дата и место принятия определения или постановления;
   3) дело, по которому принято определение или постановление;
   4) наименование лица, подавшего надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора;
   5) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче дела в суд надзорной инстанции для рассмотрения по существу;
   6) содержание обжалуемых судебных постановлений нижестоящих судов;
   7) закон, на основании которого принято определение или постановление по результатам рассмотрения дела по существу.
2. Постановление президиума соответствующего суда подписывается его председателем, определение судебной коллегии - судьями, рассматривавшими дело в порядке надзора.

Статья 389. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации

Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации имеет право внести в Президиум Верховного Суда Российской Федерации мотивированное представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях обеспечения единства судебной практики и законности.

Статья 390. Полномочия суда надзорной инстанции

1. Суд, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе:
   1) оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора без удовлетворения;
   2) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;
   3) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
   4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
   5) отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;
   6) оставить надзорную жалобу или представление прокурора без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 380 настоящего Кодекса.
2. Указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Статья 391. Вступление в законную силу определения или постановления суда надзорной инстанции

Определение или постановление суда надзорной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.