• Безопасная ликвидациякомпании и ответственности!
    подробнее
  • Бухгалтерское сопровождение – Шаг на встречу к бизнесу!
    подробнее
  • Юридическое сопровождение – искусство управлять ситуацией!
    подробнее
  • Недвижимость: Мы стремимся к вашим целям!
    подробнее
Получите бесплатную консультацию!

Реформа корпоративного законодательства

Версия для печати

Ужесточить порядок регистрации юридических лиц, изменить структуру управления акционерными обществами, исключить из законодательства норму о минимальном размере уставного капитала компании и навести порядок на рынке слияний и поглощений. "Такие задачи ставит перед собой Минэкономразвития (МЭРТ), начиная реформу корпоративного управления",- сообщила в пятницу директор департамента корпоративного управления МЭРТ Анна Попова. Правда, по мнению юристов, предложенные МЭРТ меры, даже если они будут одобрены правительством, не решат ни одной реально существующей проблемы, а лишь "наведут глянец на российское корпоративное законодательство".

Концепцию реформы корпоративного управления МЭРТ разрабатывало около года.

Старт реформы, согласно плану министерства, назначен на 1 декабря 2005 года, когда в правительство будут представлены несколько поправок в Арбитражный процессуальный кодекс (АПК). Всего же МЭРТ планирует внести изменения более чем в десяток законодательных актов и завершить реформу в конце 2007 года. "Концепцию реформы в ближайшее время мы внесем в правительство",- пообещала Анна Попова.

По мнению экспертов "Бизнеса", одним из самых серьезных изменений можно считать поправки в АПК. Как отмечается в документе МЭРТ, который имеется в распоряжении "Бизнеса", большинство корпоративных захватов происходит с использованием процедуры внеочередного или "параллельного" собрания акционеров. "Сразу же после создания параллельного органа управления в суды подается масса исков друг к другу о признании недействительными их решений. Такие иски разбираются годами",- говорится в концепции. Чтобы решить эту проблему, чиновники предлагают ввести в законодательство институт так называемого предварительного судебного контроля за внеочередными собраниями акционеров. "Неправомерное решение совета директоров об отказе в созыве собрания должно быть обжаловано в суде, и только суд должен иметь право обязать совет директоров созвать собрание акционеров",- считают специалисты МЭРТ.

Опрошенные "Бизнесом" эксперты не в восторге от такого предложения. "Если этот суд будет по месту нахождения головного офиса предприятия, то он никогда не вынесет решение против совета директоров,- считает партнер юридической компании "Джон Тайнер и партнеры" Валерий Тутыхин,- а если такие споры получит право рассматривать любой суд, то это лишь увеличит коррумпированность судей, их будут просто покупать".

Кроме того, МЭРТ предлагает ужесточить правила регистрации предприятий. В частности, чиновники считают необходимым проводить "проверку достоверности документов, представляемых для регистрации". "Все это, конечно, прекрасно, вот только ФНС никогда не позволит Минэкономразвития внести такую норму в законодательство,- считает корпоративный юрист, попросивший не раскрывать его имени.- У ФНС просто нет ни сил, ни желания проводить такие проверки".

Нуждается в модернизации и структура управления акционерными обществами, считают в МЭРТ. Чиновники предлагают ввести "двухзвеньевую модель управления" АО: контролем действий топ-менеджеров должен заниматься наблюдательный совет, а управлением - совет директоров.

"Это невозможно. В первую очередь нам нужно из 30 тыс.

акционерных обществ сделать 2 тыс., а потом уже заниматься всякими изысками,- негодует Тутыхин.- Большинство АО - это мелкие компании или бывшие колхозы, в которых числится один человек - генеральный директор. О каком наблюдательном совете идет речь? Чиновники пытаются навести глянец на корпоративное законодательство и не хотят решать более значимые проблемы".

В дополнение к этому МЭРТ предлагает упразднить норму, устанавливающую минимальный размер уставного капитала. Напомним, что сейчас он составляет для закрытых акционерных обществ 100МРОТ, а для ОАО- 1 тыс. МРОТ. "Это действительно разумная мера,- поддерживает предложение МЭРТ Тутыхин.- Уставный капитал в 10 тыс. руб. не может гарантировать возврата долгов кредиторам".

МЭРТ НАМЕРЕНО РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ ТРАНСФЕРТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

В подготовленной Минэкономразвития концепции реформы корпоративного управления предлагается не признавать коммерческой деятельностью операции между взаимозависимыми компаниями внутри холдинга, а следовательно, и не облагать такие сделки налогами. Как отмечается в документе, таким образом «государство снизит потери от непоступления налогов, вызванных трансфертным ценообразованием». «Это разумная мера,- соглашается адвокат Baker & McKenzie Юрий Воробьев.- Необходимость применения схем ухода от налогов, связанных с трансфертным ценообразованием, уйдет в прошлое».

Алексей Савкин
По материалам газеты "Бизнес"  № 214 от 28 ноября