Реестр закроют от спецобслуживания
Бизнес давно убежден, что практически свободный доступ правоохранительных и налоговых органов к реестрам акционеров предприятий создает угрозу утечки конфиденциальных данных. И вот вчера депутат Виктор Плескачевский пообещал, что в ноябре Госдума рассмотрит поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), в соответствии с которыми силовые ведомства смогут получать не всю базу эмитентов, а лишь выписку по конкретному заинтересовавшему их юридическому лицу, личные же данные акционеров, номера паспортов, адреса и сведения об их родственниках будут предоставляться правоохранительным органам только по решению суда. Предложение столь радикально ограничить доступ силовых ведомств к реестрам акционеров не удивляет экспертов: по некоторым оценкам, в 75% случаев утечек подобная конфиденциальная информация появляется на рынке "благодаря" правоохранительным и налоговым органам.
Поводом для столь стремительной подготовки законопроекта стал разразившийся на прошлой неделе скандал, связанный с появлением в интернете предложений о продаже базы данных одного из крупнейших регистраторов - компании "НИКойл". Реакция реестродержателей последовала незамедлительно. Вчера на внеочередном совете директоров саморегулируемой организации регистраторов ПАРТАД ее представители предложили депутатам в максимально сжатые сроки внести в Госдуму поправки в УПК и КоАП, которые бы позволили защитить данные акционеров от мошенников и недобросовестных конкурентов.
"Вероятность того, что в утечке информации виновата сама компания, ничтожна,- объясняет заместитель председателя ПАРТАД Петр Лансков.- Регистраторы работают непосредственно со счетом клиента, а не со всей базой данных. Через интернет получить подобные данные тоже практически невозможно". С тем, что к утечке данных могли быть причастны правоохранительные органы, соглашается и председатель комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачесвский. "Риск потери профессии в этой сфере стоит гораздо дороже, чем та цена, которая была назначена забазу данных ($12 тыс.- "Бизнес")",- говорит он.
Правоохранительные органы имеют право изымать информацию об интересующем их клиенте и сейчас. Однако, как утверждают регистраторы, получив данные одного конкретного лица, они "заодно" забирают вообще всю информацию, которая находится у реестродержателя. После этого реестр акционеров зачастую оказывается в распоряжении недобросовестных конкурентов и рейдеров. Чтобы защитить интересы регистраторов и их клиентов, ПАРТАД, председателем совета директоров которой является Плескачевский, предложил депутатам ограничить полномочия силовиков при работе с реестрами акционеров.
Эксперты считают, что подобные изменения в законодательстве действительно необходимы. Директор по финансовому консалтингу "BDO-Юникон" Наталья Одинцова напоминает, что инцидент с регистратором "НИКойл" - это не первый случай, когда из компаний утекает конфиденциальная информация. "На черный рынок попадают личные данные граждан, данные ГИБДД, даже информация о банковских операциях компаний и физических лиц, включая собственно банковские проводки.
Поэтому такие поправки, безусловно, необходимы, в противном случае практически невозможно будет идентифицировать виновника и привлечь его к ответственности. Что касается источника утечек, то мировой опыт свидетельствует о том, что нарушения служебной этики и тайны имеют место и в частных, и в государственных организациях",- говорит Одинцова.
Генеральный директор ОАО "Регистратор "НИКойл"" Максим Калинин тоже считает, что поправки уменьшат количество утечек баз данных. "Милиция плохо понимает специфику работы регистраторов,- утверждает Калинин.- И зачастую органы внутренних дел действуют по принципу: вы нам всю информацию дайте, а мы уж сами разберемся, что именно нам нужно. Иногда, к сожалению, мы сталкиваемся с тем, что от милиции приходят откровенно заказные запросы на предоставление информации".
Предложение регистраторов поддерживают и юристы.
Адвокат московской коллегии адвокатов "Князев и партнеры" Владимир Юрасов напоминает, что в любом случае, согласно ст. 11 закона "О милиции", организациии частные лица должны оказывать ей содействие только по официальным запросам. "Если закон заставит органы внутренних дел эти запросы конкретизировать, риск утечки информации, безусловно, значительно уменьшится. Другое дело, что такая процедура отнюдь не гарантирует, что требования милиции правомерны, а полученная ею информация затем все равно не попадет на черный рынок",- оговаривается он. В то же время, признавая наличие проблемы, Юрасов напоминает, что работодатели все чаще требуют прописать в договорах с работниками пункт о неразглашении служебной информации. "Косвенно это свидетельствует о том, что существует серьезная проблема утечек информации непосредственно и из самих компаний",- считает юрист.
МАРИНА СОКОЛОВСКАЯ, НИКОЛАЙ ДЗИСЬ-ВОЙНАРОВСКИЙ
По материалам газеты «БИЗНЕС» № 205 (224) от 01 ноября 2005 г.