+7 (495) 783-8-777 8-926-012-83-64 (дежурный юрист) Заказать обратный звонок
Время работы: с 09:00 до 21:00
в субботу и воскресенье
по предварительной записи с 10:00 до 16:00
  • Безопасная ликвидациякомпании и ответственности!
    подробнее
  • Бухгалтерское и налоговое сопровождение – Шаг на встречу к бизнесу!
    подробнее
  • ОЦЕНКА РИСКОВ (Due Diligence) – Оценка сведений о продаваемом или приобретаемом активе.
    подробнее
  • Юридическое сопровождение – искусство управлять ситуацией!
    подробнее
  • Недвижимость: Мы стремимся к вашим целям!
    подробнее
Получите бесплатную консультацию!

Новые требования к импортерам и экспортерам

Версия для печати

Участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) должны приготовиться к существенным и быстрым изменениям таможенного законодательства - Федеральная таможенная служба подготовила сразу 138 поправок в Таможенный кодекс (ТК). Самая, пожалуй, важная из них касается требований к документам, необходимым для таможенного оформления пересекающих границу товаров: сейчас они жестко закреплены в ТК, а поправками предлагается наделить правом устанавливать эти требования правительство. Некоторые эксперты опасаются, что в конечном счете эти функции будут перепоручены ФТС, которая в результате запросто сможет варьировать перечень документов по своему усмотрению.

Вчера Федеральная таможенная служба познакомила деловое сообщество с наиболее значимыми из подготовленных поправок в ТК. Как ожидается, пакет из 23 первоочередных поправок окажется в Госдуме до конца ноября, а уже с 1 января 2006 года таможенные новшества вступят в силу.

Поспешность в их принятии чиновники объясняют грядущим присоединением России к Всемирной торговой организации (ВТО), которое требует приведения норм ТК в соответствие с международными нормами.

Наиболее важной представляется поправка, в соответствии с которой требования к документам и сведениям, необходимым для таможенного оформления пересекающих границу товаров, будет определять правительство. Сейчас они закреплены в ТК.

"Сам перечень документов содержится в старом приказе ГТК,- объяснил "Бизнесу" руководитель департамента по таможенному праву компании STS Logistics Сергей Фалин.- Список исчерпывающий, однако он вызывает много проблем при определении таможенной стоимости товаров". Видимо, отмечает эксперт, ФТС хочет, чтобы правительство определило список документов, которые нужно предъявлять при растаможке грузов, чтобы и участники ВЭД, и таможня были довольны. "ФТС понадеялась и в этом вопросе на компетентность вышестоящего органа, переложив на него ответственность",- считает Фалин.

Многие эксперты отмечают логичность такой поправки как раз потому, что совсем недавно правительство поручило МЭРТ и Минфину контролировать соблюдениетаможенниками законодательства при определении таможенной стоимости. Некоторые из них надеются на то, что правительство проявит лояльность и сократит список документов, необходимых для подтверждения таможенной стоимости.

"МЭРТ тоже уполномочено выпускать такой список, но до сих пор не сделало этого. Будем надеяться, что в правительстве упростят порядок предоставления документов",- говорит Фалин. "Правительство выступит в роли независимого третьего лица,- считает Борис Винокур, глава Российской ассоциации по транспортно-экспедиционному обслуживанию населения Союза транспортников России.- И это не бюрократия, это законы русского бизнеса".

Впрочем, не все проявляют такой оптимизм. "Сразу возникает вопрос: кто в правительстве будет решать, какие документы должен иметь при себе участник ВЭД? - спрашивает ведущий специалист по ВЭД ООО СТМ Валерий Глыздов.- Правительство поручит это Минэкономразвития, а МЭРТ в свою очередь- ФТС. В результате список получится таким, какой он нужен таможне. Гораздо правильнее ситуация, когда все требования закреплены на законодательном уровне".

"Принятие поправок в Таможенный кодекс все равно не сможет устранить главный дефект современного таможенного администрирования - отсутствие исчерпывающих правил как для таможенников, так и для участников ВЭД, а также отсутствие у таможен на местах воли и желания принимать самостоятельные решения не только в пользу бюджета, но и в пользу импортеров и экспортеров",- резюмирует гендиректор "Группы Тарго" Татьяна Круглова.

Татьяна Алешкина
По материалам газеты «Бизнес» № 207 от 02 ноября