• м. Марксистская
  • м. Дмитровская
  • м. Парк культуры
  • м. Тимирязевская
  • Санкт-Петербург
  • Регионы
  • Заказать обратный звонок
    Время работы: с 09:00 до 21:00
    Юристы ГК Петрос Гарант примут вас в нерабочее время по согласованной заявке.

    Брачный контракт

    Кошмар миллионера: развод.

    Раздел имущества после расторжения брака – страшнее пожара, налета бандитов и налоговой проверки с пристрастием.

    Читайте семейный кодекс!
    То, что любой предприимчивый гражданин должен чтить Уголовный кодекс, в России любой знает с детства – спасибо Остапу Бендеру. Семейному кодексу повезло в этом отношении меньше: Ильфа и Петрова, посвятивших свой талант пропаганде этого правового акта, пока не нашлось. Между тем, среди его норм есть как минимум одна, которую должен знать каждый, кто начинает бизнес: согласно статье 34 СК РФ, все совместно нажитое имущество при разводе делится пополам.

    Основные положения семейного кодекса достались нам в наследство с советских времен, когда никому и в голову не приходило, что понятие «имущество» может включать в себя не только пузатый холодильник и тронутое молью пальто, но и нефтяные вышки, металлургические комбинаты и торговые центры. Разумеется, время внесло в правовые акты свои коррективы. Ныне действующие законы предписывают «пилить» на равные «части» не только квартиры, дачные участки, гаражи и автомобили, принадлежащие бывшим супругам, но и ценные бумаги, паи, вклады, а также долги в уставном капитале коммерческих организаций. Во избежание различных толкований законодатель черным по белому прописал, что все перечисленное относится к общему имуществу супругов вне зависимости от того, кто из них и на чье имя внес когда-то денежные средства. Ценные бумаги, паи, вклады – с этим все понятно. А вот на последнем пункте, касающемся владения бизнесом, стоит остановиться поподробнее.

    Без четверти компаньон
    Рассмотрим для примера стандартный случай: вы – предприниматель – мужчина, и половина вашей компании, положена после развода вашей бывшей жене. Конечно, возможна и такая ситуация, что на фирму преуспевающей бизнес-леди претендует отставной муж-неудачник. Однако в России большинство бизнесменов – мужчины. Поэтому для простоты описания ситуации мы выбираем самую распространенную.

    Итак, допустим, что вы в паре со своим компаньоном учредили несколько лет назад небольшую фирму. Соотношение вкладов в основной капитал - 50 на 50. и зарегистрировано это предприятие в тот момент, когда вы состояли в браке. Прошло время, из небольшой фирмы удалось вырастить довольно солидную компанию с раскрученным брендом и стойким финансовым положением. Но настал «черный день календаря», и на основании документа, удостоверяющего факт расторжения брака, ваша бывшая благоверная потребовала себе 25% вашего детища, другими словами ровно половину вашей доли в компании.

    Предположим, что женщиной она оказалась, как говорят, «не промах», и пройдя через утомительные процедуры, добилась внесения изменений во все учредительные документы, реестр акционеров и подобные документы. Расклад сил на арене вашего бизнеса в итоге стал выглядеть следующим образом : ваш компаньон – 50%, вы 25%, ваша бывшая супруга – 25%.

    Так как солидарности с новоявленным соучредителем вам достичь будет фактически невозможно, нетрудно догадаться, что решение наиболее сложных вопросов, касающихся деятельности предприятия, отныне будет целиком зависеть от мнения вашего компаньона, имеющего большинство голосов. И если раньше вы были ему равны, то теперь такая возможность исчезла. А если те двое еще и споются против вас, то можно тушить свет. Совершенно не исключено, что бывшая половина потребует рабочее место в вашем офисе.

    Вот так: совместная семейная жизнь закончилась, а страдания остались, да еще и расцветают майским цветом.

    Дальше - больше. Решив раз и навсегда разрубить этот узел проблем, вы наверняка попытаетесь каким-то образом отстранить бывшую супругу от участия в жизни и делах своей компании. В этом варианте последствия начнут развиваться хуже и стремительнее. В напористости этой женщины мы уже имели счастье убедиться, когда она получила себе положение по Семейному кодексу 25% уставного капитала. Теперь же она может навсегда покинуть вашу компанию с гордо поднятой головой, но не домой рыдать в подушку. Нет, не дождетесь! Она направиться прямиком к вашим конкурентам и предложит им купить те 25% вашего предприятия, что находятся в ее собственности. Можете не сомневаться, она найдет у ваших бизнес-противников и сочувствие, и понимание, и профессиональных юристов, готовых помочь. Она продаст свои акции, свое потенциальное влияние с безусловной выгодой. Ведь в России в последнее время стало модно торговать ситуацией. И на этом рынке экс-супруги - миноритарные акционерши очень скоро займут достойное место.

    Подпишите контракт!
    В итоге четверть созданной вами компании уже в руках конкурентов, бывшая учредительница пересчитывает купюры. И не исключено, что под вами уже закачалось кресло генерального директора, если вы занимали его во время всех этих событий.

    Можно ли всего этого избежать? Ответ однозначный: да! Решение проблемы кроется в брачном договоре (контракте). Оформление семейных отношений путем подписания соответствующих документов постепенно входит в российский обиход. Не надо считать этот шаг проявлением корысти и недоверия. Договор подписывается по взаимному согласию, и обе стороны имеют равные права при его составлении. Нужно только его грамотно составить, желательно с помощью юриста по семейному праву. Стоимость подобных услуг составляет в Москве от $ 100 до $250, не считая расходов на нотариальное оформление.

    Если один из супругов владеет бизнесом, имеет смысл воспользоваться ст. 42 СК РФ, первый пункт которой предоставляет заинтересованным сторонам возможность «определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов». Таким образом, если в брачном договоре прописано закрепление участия одного из супругов в уставном капитале какого-либо юридического лица, это является гарантией его неприкосновенности в случае расторжения брака.

    Однако во всем необходимо соблюдать меру. Несмотря на приоритет брачного договора над общеустановленным режимом раздела имущества бывших супругов, договор может быть оспорен и отменен в судебном порядке по иску потерпевшей стороны, если его условия ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение (п. 3 ст. 42 СК РФ). Например, если брачный контракт предусматривает полное лишение одного из супругов имущества, нажитого во время брака. Однако неопределенность понятия «крайне неблагоприятное положение» открывает простор для фантазий адвоката обиженной стороны.

    Необходимо, правда, учитывать, что брачный договор вступает в силу только после государственной регистрации брачного союза между мужчиной и женщиной. Брачный контракт, подписанный людьми, состоящими в гражданском (незарегистрированном) браке, юридической силы не имеет, даже если его удалось заверить нотариально. Так же не является основанием для вступления брачного договора в силу свидетельство о венчании либо иной аналогичный документ, выдаваемый религиозными организациями.

    Взгляд специалистов
    Как предотвратить продажу бывшей супругой своей доли в компании?
    Марта Сюткина, юрист:
    - Уставы многих ЗАО и ООО содержат положения, направленные на сохранение контроля над обществом в руках изначальных учредителей. Если кто-то из компаньонов продает свои акции или долю в уставном капитале, преимущественное право на приобретение - у других участников данного закрытого акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Если же этот принцип нарушен, любой участник ЗАО или 000 вправе в течение трех месяцев потребовать его соблюдения через суд.

    К сожалению, такая норма не всегда помогает избежать неприятностей. В случае с ЗАО бывший супруг (супруга) сможет установить неоправданно высокую цену на свои акции, что не позволит компании их выкупить. Поэтому во избежание такой ситуации лучше всего зарегистрировать предприятие в форме 000. В уставе общества с ограниченной ответственностью можно предусмотреть правило, требующее от инициатора сделки по продаже или иной уступке своей доли предварительно получить на этого согласие других компаньонов или самого общества.

    Если же эти нормы в учредительных документах предприятия не учтены и не заключен брачный договор, то при разводе можно в судебном порядке настаивать на присуждении бывшему супругу, который занимался бизнесом, всей доли в компании целиком, а бывшей супруге предложить взамен другое имущество. Доводами могут стать нецелесообразность раздела доли, больший опыт супруга по ведению бизнеса, нежелание наличия общих дел с бывшей супругой и пр.

    В крайнем случае, можно перевести бизнес из одной компании в другую, в состав участников которой не будет входить экс-супруг (супруга). Хотя, конечно, эта процедура достаточно затратна, и успешная реализация такого плана зависит от множества конкретных условий, связанных с конкретной ситуацией.

    Роман Нестеренко, юрист:
    - Могу привести в пример один из последних споров, который пока еще не разрешился, но исход которого вполне предсказуем. К нам обратились учредители (два из пяти), обладающие в совокупности долей 28,6% в уставном капитале ООО. На половину доли одного из этих учредителей, составляющую 22,8%, претендует бывшая супруга. Клиенты просят обеспечить их права при выходе из общества так, чтобы они могли продать свою долю по рыночной стоимости без потери какой-либо части. Ситуация усложняется тем, что среди учредителей фактически образовалось два лагеря: трое других заняли сторону бывшей жены своего компаньона, надеясь, видимо, выкупить у нее эту долю по нерыночной заниженной стоимости.

    Нам стало известно о состоявшемся решении общего собрания учредителей о принятии бывшей супруги в общество и намерении атакующей стороны зарегистрировать изменения в уставе, узаконивающие ее права на половину доли бывшего мужа. Но при этом протокол о принятии этой женщины в состав 000 был составлен явно противозаконно, поскольку не было получено согласие всех учредителей.

    Подобная ситуация разрешается следующим образом. Сначала мы потребуем предоставить нам этот протокол (собственник доли имеет право на получение этой информации). Отказ в предоставлении нам этих документов будет обжалован в Арбитражном суде. Затем мы будем препятствовать внесению изменений в Единый государственный реестр юридических лиц. Есть и другие способы обеспечить права наших клиентов. В положительном исходе этого дела для них мы не сомневаемся, поскольку нарушение закона налицо.

    По материалам журнала «СВОЙ БИЗНЕС» № 08/2005

    Специалисты компании «Петрос Гарант» окажут Вам содействие в решении всех вопросов, связанных с представительством в судах любой юрисдикции, исполнением решений суда, работой с судебными приставами. С Вами будут работать опытные адвокаты и консультанты компании.