+7 (495) 783-8-777 8-926-012-83-64 (дежурный юрист) Заказать обратный звонок
Время работы: с 09:00 до 21:00
в субботу и воскресенье
по предварительной записи с 10:00 до 16:00

Обязательно ли Обществу иметь печать?

7 апреля 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 06.04.15 № 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ» (далее – «ФЗ»). С настоящего времени Общества не обязаны иметь печать и использовать ее для удостоверения документов. Таким образом, наличие печати – это право, а не обязанность организации (ст. 2, ст. 6 упомянутого ФЗ).

В п. 5 ст. 6 ФЗ указано, что сведения о наличии печати должны содержаться в уставе Общества. В связи с этим Общество, решившее пользоваться печатью или не пользоваться ей, должно внести в устав соответствующие изменения. Стоит отметить, что высока вероятность того, что если в уставе организации упоминается печать, а в перечисленных документах ее оттиск отсутствует, это может стать предметом споров и претензий со стороны различных контролирующих органов, а также контрагентов. Так при заключении договора между двумя Обществами одно из них может заявить, что отказалось от печати и заверять ею договор не намерено. В такой ситуации контрагент может потребовать предъявить приказ об отказе от использования печати и об ее уничтожении, что создает определенный барьер во взаимодействии с контрагентами.

Кроме того, в соответствии с ФЗ печать приравнена к средству индивидуализации товара (такие как эмблема, товарный знак), поэтому теперь еще большее внимание будет обращено к достоверности подписи на документе. Так же теперь не обязательно иметь круглую печать, она может быть разной формы и размеров.

Стоит отказываться от печати?

Несмотря на то, что обязательность печати отменена, обязанность заверять документы по-прежнему присутствует, по той причине, что законодатель в ФЗ использует формулировку «Федеральным законом может быть предусмотрена обязанность общества использовать печать».

Кроме того, некоторые документы по-прежнему нуждаются в заверении путем проставления оттиска печати: приходный и расходный кассовый ордер, бланки строгой отчетности, трудовые книжки, карточка подписей для банка и некоторые другие документы.

Очевидным фактом является то, что долгое время будет продолжать действовать правовой обычай, в соответствии с которым исполнительный орган юридического лица подкрепляет свою волю по заключению договора печатью организации.

Учитывая изложенные обстоятельства, рекомендуем от печати не отказываться, поскольку альтернатив удостоверения подлинности документа не учитывая подпись руководителя не остается. Если и отказываться от оттисков печати, то только в случае массового появления других средств удостоверения подлинности – электронной подписи, защищенных бланков и прочих средств. В случае отказать от печати будьте готовы к возникновению споров с контрагентами и государственными органами по поводу отсутствия печати.

Перечень документов, в которых печать может не проставляться (при ее отсутствии):

- акт о несчастном случае на производстве (ст. 230 ТК РФ);

- доверенность, выдаваемая организацией представителю (ч. 5 ст. 61 АПК РФ, ч. 3 ст. 53 ГПК РФ, ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»);

- журнал учета проверок (ч. 10 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля (надзора) и муниципального контроля»;

- двойное складское свидетельство (абз. 9 п. 1 ст. 913 ГК РФ);

- копии учредительных документов, представляемых в регистрирующий орган (п. 4 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

- копия извещения об уплате авансового платежа акциза при реализации этилового спирта (пп. 5 п. 1 ст. 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничениях потребления (распития) алкогольной продукции»);

- выписки по счету депо и закладные об исполнении обеспеченного ипотекой обязательства (абз. 5 п. 3 ст. 16, абз. 5 п. 1 ст. 17, п. 2 ст. 25 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»);

- решения об эмиссии ценных бумаг, сертификаты эмиссионной ценной бумаги; решения о выпуске российских депозитарных расписок (п. 1 ст. 17, абз. 11 ч. 4 ст. 18, п. 10 ст. 27.5-3 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»);

- документы, содержащие сведения о доле РФ, субъекта РФ или муниципального образования в уставном капитале юридического лица, а также документы, представляемые претендентами на покупку имущества (абз. 4 п. 1, абз. 1 п. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»);

- доверенность от имени организации (при обжаловании действий таможенного органа), копия аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности, прилагаемой к заявлению о включении в реестр уполномоченных экономических операторов; отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах и о совершенных таможенных операциях; выписки из системы учета товаров, представляемых должностным лицам таможенных органов (ч. 6 ст. 39, п. 6 ч. 3 ст. 90, п. 2 ч. 5 ст. 177, п. 1 ст. 184 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»);

- доверенность, прилагаемая к заявкам на участие в открытом конкурсе, закрытом аукционе; доверенность, выдаваемая в целях получения аккредитации участников электронного аукциона; заявка на участие в закрытом аукционе (ст. 51, 61, 88 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).